Фламенко

История Фламенко

Фламенко — очень молодое искусство, история которого насчитывает не более двух веков. С тех пор, как во фламенко стала использоваться гитара, оно находится в постоянном развитии. Это вполне закономерно: такая богатая, насыщенная, самобытная музыкальная культура не может находиться в застойном состоянии: сказывается ее бесспорное смешанное происхождение.
Фламенко по сути — продукт поглощения, впитывания, слияния различных культур; а сама идея слияния имеет очень древние корни. Один из классиков фламенко много лет назад сказал: «Можно петь в сопровождении оркестра, а можно — в сопровождении свирели, подо все можно петь!» Новое фламенко не родилось в 80-ые, это «другое»фламенко существует уже много десятилетий. Движение — вот, что важно. Движение означает жизнь.
Точной даты возникновения фламенко нет, его корни уходят вглубь веков. История этого истинно андалузского продукта испанской культуры, который поначалу был довольно закрытым и герметичным, овеяна облаком мифов и загадок. Любое фольклорное явление происходит от древних традиций и
представляет собой некое коллективное творение. Офламенко же известно, что оно существует около двух веков. Что в основе? Красивые мавританские мечтания, непостижимые фантазии, сладострастие, когда всякая логика утрачивает силу.

Музыка Фламенко

Музыка фламенко — одна из самых узнаваемых и характерных в Европе. Корни фламенко уходят в самые разнообразныемузыкальные традиции, в том числе индийские, арабские, еврейские, греческие, кастильские. Эта музыка была создана цыганами испанского юга, обосновавшимися в Андалузии в 15 веке. Они пришли с севера Индии, с территорий, которые теперь принадлежат Пакистану. Цыгане бежали от полчищь Тамерлана сначала в Египет, а затем, спасаясь от преследования, в Чехию. Там их тоже не ждал радушный прием, и они должны были двигаться дальше. Из Чехии одна часть цыган ушла в Восточную Европу, другая на Балканы и в Италию. Первый документ, свидетельствующий о появлении цыган в Испании датируется 1447 годом. Цыгане называли себя людьми степей (омбре де лос льянос) и говорили на одном из диалектов Индии. Первое время они оставались кочевниками и занимались скотоводством. Как обычно в своих странствиях, цыгане перенимали культуру местного населения и переделывали ее на свой лад. Музыка была важной составляющей их жизни и праздников. Для того, чтобы исполнять эту музыку необходим был только голос и что-то, чем можно было отбивать ритм. Примитивное фламенко можно было исполнять без музыкальных инструментов. Импровизация и виртуозное владение голосом является важной особенностью музыки фламенко.

Танцы Фламенко
Фламенко — это особое мировоззрение. В музыке, пении и танце показывается эта специфическая манера чувствовать. Причем она может проявляться как «по максимуму», в своем «очищенном», может быть, даже «диком» виде (Solea), а может быть сдерживаемой темпераментом удовольствия и веселья, как, например, в Alegrias.

Искусству фламенко принадлежит много различных стилей, и в каждом есть своя основная фундаментальная идея, которая проявляется в танце, музыке и пении конкретного стиля.
Фанданго (Fandango) – чувство, влюбленность, иногда лирическая грусть.
Tьентос (Tientos) – мудрость, глубокомыслие
Алегриас (Alegrias) – изящество, элегантность и изысканность, беззаботность и веселье
Солеа (Solea) – страсть и драматизм
Сигирия (Siguirilla) – размышления о жизни и смерти, драматизм
Фаррука (Farruca) – воздержанность, простота, умеренность и строгость
Булериас (Bulerias) – мистерия и «сумасшествие»
Тангос (Tangos) – веселье

Фламенко пронизано страстью и драматизмом в Солеа, развлекается и веселится в Tангосе и Булерии, рисуется и кристаллизуется в Фарруке, смягчается в Алегриас и способно к игре в Румбе.

Конечно, словами сложно выразить то многообразие ощущений жизни, которое можно увидеть и выразить языком фламенко. Но феномен фламенко, наверное, состоит в том, что танцевать, играть и петь в этом стиле могут люди независимо от своей национальности и принадлежности к определенной культуре, так как абсолютно все способны чувствовать…

Характерной чертой танца фламенко традиционно считается «сапатеадо» — отбивание ритма каблуками, ритмичный барабанный звук ударов каблуком и подошвой ботинка по полу. Тем не менее, в начале существования танца фламенко сапатеадо исполнялось только танцорами-мужчинами. Так как такая техника исполнения требует затрат немалой физической силы, сапатеадо долго ассоциировалось с мужественностью. Для женского танца были более характерны плавные движения рук, запястий и плеч.
Сейчас различие между женским и мужским танцем не так ярко, хотя движения рук, гибкость и плавность по-прежнему отличают танец женщины. Движения рук танцовщицы волнообразные, «ласкающие» и даже чувственные. Линии рук мягкие, ни локти ни плечи не ломают плавный изгиб. Даже трудно поверить насколько плавность и гибкость линий рук подсознательно влияет на общее восприятие танца байлаоры. Движения кистей необычайно подвижные, их сравнивают с раскрывающимся и закрывающимся веером. Движения рук танцора-мужчины более геометричные, сдержанные и строгие, их скорее можно сравнить «с двумя мечами, разрезающими воздух».